Содержание
В разных культурах и народах цветы выполняли роль символов, которые дополняют изображения, выполняя роль своеобразного переводчика, поясняя зрителю, что художник хотел показать в своей работе. Поэтому нельзя недооценивать роль цветов в искусстве. Считается, что язык цветов зародился на Востоке, а в Европе о его существовании узнали благодаря французу Обри Де’Ля Моттрею.
Как и любой другой, цветочный язык менялся со временем и значения цветка менялось в зависимости от цветочного предпочтения различных стран.
Значение цветов в живописи могло отличаться от значений в обыденной культуре.
В картинах известных художников цветы дополняли образ, и смысл, который художник стремился передать в своей работе.
Рассмотрим с вами наиболее часто изображаемые цветы, их значения и примеры картин с цветами некоторых живописцев.
Лилия
Не обошли своим вниманием этот цветок, который олицетворяет чистоту и невинность многие художники. Её изображение можно встретить на полотнах художников различных направлений - от библейских до романтических.
Запечатлели на своих картинах этот цветок Леонардо Да Винчи, Эль Греко, Боттичелли. Они использовали сюжет Благовещения, в котором Архангел Гавриил передаёт лилию Деве Марии как символ непорочного зачатия. Эта сцена волнует художников на протяжении всей истории.
Художник XIX века Адольф-Вильям Бугро изображает белоснежно белые лилии на своей картине рядом с Девой Марией, которая уже держит на руках младенца.
Но подробней мы рассмотрим картину Сандро Боттичелли “Алтарь Барди” и Ян ван Эйка “Архангел Гавриил”
Сандро Боттичелли “Алтарь Барди”
Сандро Боттичелли - один из величайших художников возрождения, яркий представитель Флорентийской школы. Родился в 1445 году, и признан критиками и ценителями искусства одним из самых талантливых мастеров, но тем не менее его имя было предано забвению почти на три века. Только в середине XIX века, вновь стал проявляться интерес к его творчеству.
Одним из самых впечатляющих произведений является его картина “Мадонна с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и Евангелистом Иоанном”, известная также под названием “Алтарь Барди”.
Сам алтарный образ хранится сейчас в Берлинском музее, но верхняя часть алтаря и боковые створки располагаются все еще в капелле Барди.
Выбор цветов художником не случаен. Все растения изображённые на картине несут символическую нагрузку. Олива, кипарис и кедр - это деревья из которых был сделан крест для Спасителя.
Розы, лилии, платан, пальма, мирт, фиалки и земляника - символизируют добродетели Пресвятой Девы - смирение, милосердие.
И конечно же лилия - олицетворяет непорочность и чистоту.
Ян ван Эйк “Архангел Гавриил”
Ян ван Эйк родился около 1390 года в Маасэйке, и кроме живописи выполнял дипломатические миссии при дворе Бургундского герцога Филиппа Доброго. Его особые способности к геометрии и архитектуре, отразились в живописи, придав объёмность изображениям.
“Архангел Гавриил” - это часть диптиха “Благовещение” написанная в 1434 году и находящаяся сейчас в Музея Тиссена-Борнемисы города Мадрида.
Создана картина маслом по дереву в стиле гризайль. Слева на панно изображен Архангел Гавриил, который держит в руке знак Благовещения - белую лилию. Справа - изображена Дева Мария. Оба героя облачены в белые одежды. Фигуры Гавриила и Марии непропорционально велики по сравнению с масштабами комнат, на которых они изображены. Таким образом в раннем средневековье,на иконах показывали значимость изображённых.
На картине преобладают цвета белого и чёрного оттенков и таким образом Ян ван Эйк успешно имитировал скульптуру на своём полотне.
Роза
Роза - один из любимых образов в искусстве. Впервые изображать эти цветы в картинах стали в XVII века в Голландии. Именно в это время становится особенно популярным цветочный голландский натюрморт.
На полотнах религиозной тематики - венки из роз являются символом объединения всех христиан.
Альбрехт Дюрер “Праздник четок”
Альбрехт Дюрер - один из известнейших художников немецкого Возрождения.
Родился в 1471 году. Автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников.
Его знаменитая алтарная картина “Праздник венков роз” или “Праздник чёток” изначально была создана в сгоревшей церкви святого Варфоломея, а теперь находится в Праге.
На картине Святая Мария с Младенцем в окружении святых. Одним из которых изображен основатель монашеского доминиканского ордена Доминик.
По легенде, святому явилась Дева Мария и вложила ему чётки, пропитанные ароматом роз.
Другой герой сюжета - папа римский Юлий II, которому Младенец Христос возлагает на голову венок из роз.
Ангелы позади Марии тоже раздают всем розовые венки, в которых чередуются белые и алые бутоны.
Белые цветы символизируют радость, а красные - страдания Христа.
Изобразил Дюрер на картине и себя, держащего свиток, подпись на которой гласила, что он закончил картину в пять месяцев.
Подсолнух
Подсолнух - излюбленный цветок импрессионистов. Всем известны картины Моне с подсолнухами или “Подсолнухи” Ван Гога.
Символизирует этот цветок надежду, дружбу, хорошее настроение и долголетие.
Но и художники других эпох довольно часто использовали его изображение на своих полотнах.
Антонис ван Дейк “Автопортрет с подсолнухом”
Антонис ван Дейк родился в Нидерландах в 1599 году. Является одним из учеников Рубенса.
“Автопортрет с подсолнухом” - одна из самых запоминающихся его картин.
В этой картине переплетены две темы. Одна из них - преданность монарху, которая выражается в природной склонности подсолнуха следовать за солнцем, на котором Дейк изобразил одну из своих рук. Другая рука художника указывает на себя и свою золотую цепь, дарованную ему английским королём Карлом II. Таким образом художник подводит зрителя к мысли о том, что живопись - это благородное искусство.
Чертополох
В живописи ренессанса, чертополох изображённый рядом с мужчиной - усиливал его мужественность. Это растение могло даже заменить на полотне одного из персонажей.
В жанровых полотнах и натюрмортах, колючки выглядывающие из-под пышных цветов - означали бренность жизни. А об испытаниях тела и духа отшельника говорили колючки, растущие у его ног.
Расторопша пятнистая - один из видов чертополоха - стал символом Богородицы. Изображение белоснежной лилии вместе с колючим растением служило знаком чистоты и избранности и, согласно толкованиям средневековых богословов, отсылало к Песни Песней («Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами»).
Ганс Гольбейн Младший “Портрет купца Георга Гиссе”
Ганс Гольбейн Младший родился в 1497 году в Аугсбурге, один из величайших художников Северного Возрождения, известный представитель художественной семьи Гольбейнов.
Портрет купца Георга Гиссе - является одним из признанных шедевров английского периода творчества художника.
Живописец в деталях изображает обстановку конторы, в котором находится купец. Но многочисленные предметы создают атмосферу деловитости. Гвоздики в вазе из венецианского стекла, указывают на то, что купец - жених. В своих картинах, Ганс Гольбейн смело сочетает яркие сочные тона, с насыщенными, сдержанно строгими, глубокими тонами.
Цветы как в живописи с доставкой в Питере
А заказать прекрасные букеты, композиции которых могут быть подобраны, словно для картин, Вы можете в Санкт-Петербурге, в магазине Артфлора, заказав бесплатного курьера до места назначения. Либо забрать букет самостоятельно, сделав это в одном из 50-ти пунктов выдачи букетов.
Оставить комментарий